Задача — Инвестиционный анализ




Задание 1

Предприятие рассматривает предложение о начале производства новой продукции. Организация производства потребует вложений в приобретение, установку и настройку дополнительного оборудования, увеличения численности основных производственных рабочих, а также вызовет рост складских запасов материалов и готовой продукции. Прогнозные показатели объемов продаж новой продукции представлены в табл. 1.1, данные для расчета себестоимости – в табл. 1.2.

Оцените эффективность инвестиций с учетом жизненного цикла продукта и ликвидационной стоимости оборудования (рекомендуется использовать показатель NPV). Дайте предварительную оценку рисков проекта на основании прогнозируемого срока возврата первоначальных вложений и запаса прочности при росте процентных ставок (рекомендуется использовать показатели дисконтированного срока окупаемости и внутренней нормы доходности – IRR). Расчеты рекомендуется выполнять в электронных таблицах (допускается выполнение расчетов вручную). НДС не учитывается.

Таблица 1.1

План продаж новой продукции

Год 0 1 2 3 4 5
Цена, тыс. руб./шт. 5 5 5 5 5 5
Объем продаж, шт./год 0 2000 5000 10000 15000 20000

Таблица 1.2

Затраты на реализацию проекта

Показатель Ед. изм. Значение
Переменные затраты на единицу продукции тыс. руб./шт. 2
Прирост постоянных затрат тыс. руб./год 10000
Стоимость приобретаемого оборудования (включая установку) тыс. руб. 25000
Норма амортизации (линейный метод, V группа) % / мес. 1,18
Оборачиваемость запасов (по себестоимости, год = 360 дней) дней 90
Оборачиваемость дебиторской задолженности (по выручке) дней 18
 – » –  кредиторской задолженности (по себестоимости) дней 18
Ликвидационная стоимость оборудования (от остаточной) % 75
Средневзвешенная цена капитала (с поправкой на риск) % 15,0
Ставка налога на прибыль организаций % 20

Дополнительная информация:

Производство начинается в первом и прекращается в последнем периоде. Все инвестиции осуществляются в первом периоде («год 0»). Себестоимость продукции и незавершенное производство оцениваются по прямым затратам. Сроки полезного использования и методы амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Расходы на персонал, хранение запасов и эксплуатацию оборудования учтены в приросте постоянных затрат.




Решение

Анализ эффективности инвестиционного проекта по данным условия задачи приведен ниже:

Периоды 0 1 2 3 4 5
Цена 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00
Объем продаж 0 2000 5000 10000 15000 20000
Выручка 0 10000 25000 50000 75000 100000
Переменные затраты на единицу 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00 2,00
Переменные затраты, всего 0 -4000 -10000 -20000 -30000 -40000
Постоянные затраты без амортизации -10000 -10000 -10000 -10000 -10000 -10000
Амортизация -3540 -3540 -3540 -3540 -3540 -3540
Прибыль до процентов и налогов (EBIT) -13540 -7540 1460 16460 31460 46460
Чистая операционная прибыль, скорректированная на налоги:  NOPAT = EBIT*(1−tax) 0 0 1168 13168 25168 37168
Запасы 0 1000 2500 5000 7500 10000
Дебиторская задолженность 0 500 1250 2500 3750 5000
Кредиторская задолженность 0 200 500 1000 1500 2000
Инвестиции в оборотный капитал 0 -1300 -3250 -6500 -9750 -13000
Денежный поток от текущих операций (CFтек) 3540 2240 1458 10208 18958 27708
Инвестиции в оборудование -25000
Остаточная стоимость 21460 17920 14380 10840 7300 3760
Ликвидационная стоимость 2820
Денежный поток от инвестиционных операций -25 000 0 0 0 0 2820
Свободный денежный поток проекта (FCF) -21460 2240 1458 10208 18958 30528
То же, нарастающим итогом -21460 -19220 -17762 -7554 11404 41932
Дисконтированный денежный поток -21460 1948 1102 6712 10839 15178
То же, нарастающим итогом -21460 -19512 -18410 -11698 -858 14319

Ключевые показатели эффективности представлены в таблице ниже:

Ставка дисконтирования 15%
Чистая текущая стоимость инвестиций (NPV) 14319
Внутренняя норма доходности (IRR) 31%
Простой срок окупаемости (PP) 3,40
Дисконтированный срок окупаемости (DPP) 4,06

Выводы:

Поскольку простой период окупаемости 3,4 лет, а также дисконтированный срок окупаемости проекта 4,06 лет ниже 5 лет (жизненный цикл проекта), то проект стоит считать эффективном с позиции окупаемости вложений. NPV проекта составляет 14 319 тыс. руб., что выше 0, поэтому проект стоит считать эффективным с позиции прибыльности с учетом дисконтирования. IRR проекта составляет 31%, что выше средневзвешенной цены капитала 15% и является положительным фактором эффективности инвестиций и принятия проекта к реализации.




Задание 2

В условиях предыдущего задания оцените риски проекта методом анализа чувствительности по факторам объема продаж и уровня цен на продукцию. Рассчитайте критические отклонения по переменным объема продаж и цены (отклонение от планового уровня в %, при котором NPV = 0). Представьте результаты анализа в таблице (по образцу табл. 2.1) и на графике.

Таблица 2.1

Результаты анализа чувствительности проекта

Фактор NPV при отклонениях по фактору Критич. откл-е
–30% –20% –10% 0% +10% +20% +30%
Объем продаж
Цена продукции

Решение

Расчет денежных потоков с разбивкой по факторам цены и объема приведен ниже:

Периоды 0 1 2 3 4 5
Денежный поток от текущих операций (CFтек) 3540 2240 1458 10208 18958 27708
 – переменная часть по объему 0 3500 8750 17500 26250 35000
 – переменная часть по цене 0 7500 18750 37500 56250 75000
Денежный поток от инвестиционных операций -25000 0 0 0 0 2820
Свободный денежный поток проекта (FCF) -21460 2240 1458 10208 18958 30528

Ниже также представлена текущая стоимость денежных потоков по факторам цены и объема:

Текущая стоимость денежных потоков:
 – FCF по проекту в целом 14319
 – переменного по объему 53576
 – постоянного по объему -39257
 – переменного по цене 114806
 – постоянного по цене -100486

Результаты анализа чувствительности проекта представлены в таблице и на графике ниже:

Отклонения от планового уровня Критич. отклон.
-30% -20% -10% 0% 10% 20% 30%
Объем продаж -1753 3604 8962 14319 19677 25035 30392 -26,73%
Цена продукции -20122 -8642 2839 14319 25800 37280 48761 -12,47%

Выводы:

Зависимость планового уровня свободных денежных потоков, при котором NPV =0 по факторам объема продаж и уровня цен на продукцию показывает:

— с увеличением объем продаж растет NPV, при этом отклонение в сторону уменьшения более чем на 26,73 % сигнализирует о неэффективности проекта (NPV <0);

— с увеличением цены продукции растет NPV, при этом отклонение в сторону уменьшения более чем на 12,47 % сигнализирует о неэффективности проекта (NPV <0).


Все расчетные действия производились в MS Excel. Предоставляются по запросу.




Оставить комментарий