Перспективы имущественного налогообложения в России




В условиях курса Правительства Российской Федерации к новой модели устойчивого, сбалансированного экономического роста необходимо наличие действенного и понятного механизма налогообложения имущества, что является одним из признаков эффективной налоговой системы государства. Неравномерное развитие российских регионов в плане финансовой обеспеченности может быть устранено за счет релевантного реформирования, что благополучно скажется на политике выравнивания и развития региональных бюджетов.

Регулирование основ имущественного налогообложения в условиях, когда ключевыми источниками доходов региональных и местных бюджетов являются имущественные налоги, может дать ощутимые результаты. Особенность имущества как объекта налогообложения заключается в том, что оно является реальным показателем налоговой платежеспособности и финансовой состоятельности: чем выше уровень благосостояния субъекта хозяйствования, тем большая часть доходов тратится на «имущественное улучшение». В этой связи актуальность изменения механизма налогообложения имущества продиктована как фискальными, так и социальными факторами.

Действующая система налогообложения имущества в России включает региональные и местные налоги, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) (табл. 1).

Имущественное налогообложение в Российской Федерации

В настоящее время удельный вес региональных и местных имущественных налогов в доходах соответствующих бюджетов достаточно высок.

В начале 2016 г. Министерство финансов Российской Федерации изменило методику исчисления налога на имущество. Если раньше он определялся на основе инвентаризационной стоимости, то в настоящее время налоговой базой является кадастровая стоимость имущества. Поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся налогообложения недвижимости, были приняты еще в 2015 г., предусматривая их постепенное введение до января 2020 г. Это обусловлено необходимостью плавного перехода на новую систему, поскольку кадастровая стоимость существенно превышает инвентаризационную.

В этой связи, по данным ФНС России, с 2015 г. в 28 субъектах Российской Федерации кадастровая стоимость используется в качестве определения базы для исчисления налога. В других регионах налоговой базой останется инвентаризационная стоимость объектов недвижимости, за исключением жилых помещений и жилых домов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется таким образом, чтобы «вывести из налогообложения» готовую продукцию, материальные запасы и другие составляющие актива баланса организации. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации для физических лиц налоговая ставка установлена в размере 0,1% от кадастровой стоимости недвижимости. Помимо льгот, предусматриваются налоговые вычеты, уменьшающие сумму налога к уплате, что также рассматривается в качестве одной из мер социальной защиты населения (табл. 2).

Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц в Российской Федерации




Предусмотрено также за период 2015-2019 гг. введение понижающих коэффициентов при исчислении налога на имущество физических лиц для собственников недвижимости (табл. 3).

Понижающие коэффициенты при исчислении налога на имущество физических лиц

Согласно принципу фискальной нейтральности (неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков), определенному в качестве одной из ключевых целей налоговой политики на период 2018-2020 гг., концепция  налогообложения имущества должна исключать повышение налоговой нагрузки на имущество физических лиц со средними и низкими доходами и увеличивать ее на имущество высоко обеспеченных.

В настоящее время Минэкономразвития России уполномочено осуществлять функции кадастрового учета и кадастровой деятельности, нормативно-правового регулирования в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, устанавливать порядок расчета кадастровой стоимости.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц  определяется как кадастровая стоимость, заносятся на ежегодной основе в базу данных Росреестра и издаются в рамках приложения к приказу департамента имущества и земельных отношений.

Следует отметить: в настоящее время существует проблема урегулирования кадастровой оценки недвижимости, несмотря на формирование Кадастра недвижимости.

Объекты недвижимости, которые зарегистрированы и состоят на кадастровом учете, не входят в налогообложение, но их инвентаризационная стоимость не определена – не попадают под налогообложение, поскольку по ним сложно определить налоговую базу. Это также «тормозит внедрение» нового механизма имущественного налогообложения физических лиц. К таким объектам можно отнести садовые домики, индивидуальные гаражи  и дома, которые прошли регистрацию по дачной амнистии.

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц в последнее время часто оспаривается судебных органах, однако в судебных решениях указывается о соответствии изложенного Минфином России порядка исчисления налога на имущество физических лиц нормам действующего законодательства Российской Федерации, а также принципу равенства налогообложения.

В настоящее время существует другая проблема, которая связана с проверкой налогоплательщиками начисленной суммы налога на имущество физических лиц. Недопонимание возникает по причине не определенного конкретным образом механизма исчисления суммы налогового платежа, хотя  в налоговых уведомлениях указывается кадастровая и инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, отражается информация о размере налога, налоговых ставках.

Анализ основных особенностей механизма имущественного налогообложения и регулирования отношений налогоплательщиков и налоговых органов, а также выявленные несовершенства позволяют сформулировать предложения, способные, по нашему мнению, повысить эффективность реализации основных функций данных налогов.

Во-первых, качественное администрирование является достаточно затруднительным процессом. Корректное исчисление  налога связано со сбором, обработкой и периодической актуализацией значительного объема информации. В этой связи необходимо создать систему кадастрового учета, содержащего информацию обо всех объектах  недвижимости и их кадастровой стоимости. Прозрачный механизм исчисления имущественных налогов до наступления налогового периода позволит налогоплательщикам определять сумму налоговых платежей. Для решения этой проблемы необходимо предусмотреть внедрение единой формы уведомления по уплате имущественных налогов.

Во-вторых, процедуры оценки недвижимости, на наш взгляд, требуют адекватного нормативного обеспечения и высокой профессиональной квалификации оценщиков. Для целей налогообложения необходима разработка и принятие таких документов, как:

— методические указания по проведению работ и кадастровой оценке объектов недвижимости;

— методические указания по проверке результатов кадастровой оценки недвижимости.

При установлении налоговых обязательств (размера налоговых льгот и ставок) важно учитывать уровень доходов налогоплательщиков, поскольку это позволит снизить рост налоговой нагрузки на малообеспеченных лиц.

В-третьих, ввиду наличия проблемы, связанной с исчислением и проверкой суммы налога на имущество самими налогоплательщиками, целесообразно закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации положение об указании в налоговых уведомлениях подробного алгоритма с необходимыми пояснениями, чтобы налогоплательщики самостоятельно могли правильно определить сумму и сравнить её со значением, указанным в уведомлении.

В-четвертых, в качестве основных мер по урегулированию имущественного налогообложения различных категорий недвижимости можно предложить: достижение однозначного определения объектов имущества, обозначение момента возникновения обязанности их регистрации.

Таким образом, для успешного функционирования имущественного налогообложения требуется создание особого механизма регулирования, включающего оформление реестра прав на объекты недвижимости, автоматизированное ведение государственного земельного кадастра, профессиональную оценку недвижимости в целях налогообложения.




Оставить комментарий