Построение системы показателей в системе контроллинга




Система показателей контроллинга строится на основе требований информативности, несложности расчетов, соответствия целям предприятия и достаточности по охвату работы его подразделений.

Сегодня существует ряд подходов к формированию системы показателей для оценки компаний и их соответствующих подразделений в системе контроллинга. К таким подходам относят следующие:

— по целям предприятия;

— по рабочим процессам предприятия и его подразделений;

— по взаимосвязи факторов формирования стоимости предприятия, а также системе показателей.

В соответствии с конкретными целями и задачами каждое предприятие может применять любой из таких подходов.

Одним из самых распространенных подходов является подход  на основе стратегических целей, которые считаются базой построения системы показателей. Данный подход являет декомпозицию установок (целей) на мелкие подцели и задачи, а также построения дерева целей от общих целей организации до целей конкретного работника.

Другими словами, вначале действует подход пирамиды сверху вниз по значимости целей, а затем руководители подразделений и отделом могу вносить корректировки и тем самым корректируют дерево целей наоборот – снизу вверх.

Подход к формированию системы показателей по рабочим процессам предприятия и его подразделений основан на разделении всех процессов предприятия на большие и малые. Речь идет о декомпозиции общих показателей предприятия (например, охват новых рынков сбыта продукции) вниз по структуре подразделений предприятия, но при этом с декомпозицией процессов на более мелкие подпроцессы.

В условиях данного подхода результаты выполнения отдельных процессов оцениваются на основе внутренних и внешних условий их выполнения.




При этом группируют процессы и показатели в соответствии со структурой стратегических инициатив, например, как в таблице ниже.

Таблица – Распределение показателей между процессами

Стратегическая инициатива Процессы Показатели
Финансы Оценка результатов выполнения процессов Выручка, количество произведенной продукции (оказанных услуг), удельные показатели прибыльности
Клиенты Обеспечение удовлетворенности клиентов, сервисное обслуживание Качество обслуживания, удовлетворенность клиентов, лояльность клиентов
Процессы Внутренние бизнес-процессы Своевременное выполнение бизнес-процессов, соблюдение регламентов и инструкций, соблюдение техники безопасности и т. д.
Персонал Обеспечение процессов, организация инфраструктуры Уровень квалификации персонала, оптимальная численность персонала, наличие современной инфраструктуры (среды) для работы персонала

Формирование системы показателей оценки предприятия и его подразделений в системе контроллинга в рамках данного подхода в случае, если удается согласовать общие стратегические цели и задачи с ключевыми бизнес-процессами предприятия.




Формирование системы показателей оценки предприятия и его подразделений в системе контроллинга в рамках данного подхода в случае, если удается согласовать общие стратегические цели и задачи с ключевыми бизнес-процессами предприятия.

В зависимости от факторов формирования стоимости предприятия формирование системы показателей в системе контроллинга на практике используется наиболее часто. Такое подход предполагает создание системы показателей на основе их наибольшего влияния на стоимость предприятия.

Виды систем показателей в системе контроллинга не определяются нормативными документами. Каждое предприятие выбирает систему показателей индивидуально в зависимости от деятельности и приоритетов развития, а также возможностей персонала по их  расчету.

Отметим, что в рамках контроллинга  могут  иметь место, как системы финансовых показателей, так и  системы нефинансовых  показателей деятельности.

Менеджмент предприятия на различных этапах  работы предприятия могут отдавать предпочтение тем или иным системам, а также динамично изменять количество и набор показателей для анализа в соответствии с потребностями для анализа работы.

Верно сформированная управленческая отчетность (в соответствии с требованиями топ-менеджмента) и предоставленная своевременно, позволяет выполнить решение задач, представленных ниже:

  • Выявление существующих проблем и недостатков
  • Повышение финансовой дисциплины
  • Возможность оперативного анализа причин неэффективного использования ресурсов предприятия
  • Выделение признаков потенциальных проблем в будущем
  • Всеохватывающий и оперативный обзор деятельности
  • Владельцы предприятия могут контролировать все его важные сделки, установив руководству лимиты доверия




Формирование управленческих решений в рамках контроллинга невозможно без использования управленческой отчетности.

Принципы организации управленческой отчетности определяются спецификой деятельности экономического субъекта, а также особенностями работы конкретного подразделения организации, его функциями в системе управления.

Таким образом, системы показателей в системе контроллинга дают преимущества лицам, принимающим решения, что в конечном счете повышает эффективность управления. При этом субъектам малого бизнеса присуща специфика в отношении данной системы, которая подробно рассмотрена в следующем параграфе работы.

Оставить комментарий