Механизм управления кредиторской задолженностью организаций




В современных условиях нестабильности внешней среды, которая обусловлена рисками конъюнктурных изменений, инфляционными, валютными, ценовыми рисками, хозяйствующие субъекты находятся под давлением, поэтому и стремятся к большим объемам продаж с меньшими затратами. Это означает, что бизнес сегодня не может игнорировать процессы управления оборотным капиталом, высвобождение которого является залогом ликвидности и  финансовой устойчивости.

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике накоплен богатый опыт управления оборотным капиталом в практике хозяйственной деятельности организаций, однако наибольшее внимание уделяют механизмам управления дебиторской задолженностью, денежными средствами, запасами и кредиторской задолженностью.

Одним из важнейших механизмов управления оборотным капиталом организаций является механизм управления кредиторской задолженностью, который представляет собой совокупность способов и приемов оптимизации расчетных операций, что позволяет контролировать образование, динамику изменения и погашения задолженности организаций.

Поскольку в составе источников финансирования имущества значительную долю занимает кредиторская задолженность, то вопросы осуществления платежей с отсрочкой напрямую влияют на ускорение оборачиваемости денежных средств, что в свою очередь повышает платежеспособность организаций.

Следует отметить, что кредиторская задолженность по своему содержанию не однородна, и включает задолженность перед поставщиками и подрядчиками, сотрудниками организации, бюджетом (налоги и сборы, социальное страхование), подотчетными лицами, по заемным средствам и пр. Приоритетность организации и контроля платежей зависит от обстоятельств (характера осуществления операционной деятельности, финансового положения, отрасли и пр.), однако при прочих равных условиях предпочтение стоит уделять платежам в пользу налоговых органов, банков, сотрудников организации.

Структуру кредиторской задолженности можно признать рациональной, если преобладают обязательства перед поставщиками, в особенности авансовая часть, поскольку если значительная часть кредиторской задолженности представлена авансами по договорам поставки, то организация ведет свою хозяйственную деятельность эффективно, а продукция пользуется спросом.




При этом с каждой категорией поставщиков стоит выбирать отдельные способы урегулирования долга. В целом организациям выгодно, чтобы время расчетов с кредиторами было продолжительнее, нежели с дебиторами, что позволяет своевременно создавать резерв свободных денежных средств для закупки новых товаров или услуг у поставщиков. Периодическое растягивание срока оплаты счетов кредиторам необходимо взвесить в сравнении с соответствующими затратами, которые включают следующие последствия:

— альтернативные затраты за отказ от скидок за ранний платеж;

— возможное ухудшение кредитного рейтинга, что может сказаться на получении отсрочек платежей в будущем;

— штрафы и пени за задержку платежей.

Растягивание срока оплаты счетов кредиторам, оцененное с учетом альтернатив, следует делать с обязательным информированием поставщиков о конкретных сроках оплаты. Большинство поставщиков позволят растянуть срок оплаты, если организация честна и последовательна в своих платежах.

Механизм управления кредиторской задолженностью организаций предполагает использование ряда основных методов, позволяющих повысить эффективность управления кредиторской задолженностью.

1. Процесс выбора поставщика. Поиск предпочтительных поставщиков считается базовым условием надежности механизма управления кредиторской задолженность, который должен включать:

— установление приоритетов в условиях сотрудничества и вовлечение ключевого персонала (например, директора по закупкам, финансового директора) в процесс принятия решения по выбору поставщиков;

— разработка системы показателей эффективности поставщиков (качество продукции, стандарты обслуживания, скидки и пр.);

— установление длительных условий оплаты поставок;

— перезаключение договоров на улучшенных условиях.

2. Контроль данных учета. Необходимо уделять должное внимание процессу занесения данных в учетные регистры как в стоимостном выражении, так и отдельных деталей по условию оплаты, скидкам, стандартам качества и пр. Важно проверять актуальность бухгалтерских счетов.

3. Пересмотр договоров. Регулярный пересмотр условий договоров, выставления счетов способствует проверке полноты и точности соблюдения стандартных условий. Обязательна проверка условий штрафных санкций по части их эффективности, а также проверка условий договоров на соответствие нормам законодательства.

4. Процесс закупок. Если поставщиков в организации не много, то следует составлять график погашения задолженности индивидуально по каждому поставщику. Однако, ввиду того, что крупные организации работают с сотнями, и даже тысячами поставщиков, представляется проблематичным отслеживать абсолютно все счета в деталях. Для этих целей необходимо устанавливать лимиты затрат по сделкам, осуществлять уменьшение количества поставщиков при условии предоставления скидок за объем.

5. Процесс выставления счетов. Эффективному контролю выставления счетов будет соответствовать выполнение следующих условий:

— создание единого центра ответственности по учету платежей с поставщиками и подрядчиками;

— отказ от уплаты счетов с ошибками (сумма, количество, адрес и т.д.);

— своевременно обрабатывать счета (например, не позже двух дней с момента выставления).

Таким образом, использование основных методов управления кредиторской задолженностью позволит обеспечить равномерное движение оборотных средств, высвобождение оборотного капитала, что в свою очередь снижает риски потери финансовой устойчивости организации.




Оставить комментарий