Критерии эффективности применения оптовых цен




В практике применения оптовых цен сегодня важную роль играет осуществление закупочной деятельности по оптовым ценам, которые играют важную роль в развитии народного хозяйства. Поэтому для осуществления закупочной деятельности необходимо применять критерии эффективности на закупки по оптовым ценам. Ниже перечислены основные критерии эффективности применения оптовых цен с подробным пояснением.

  1. Размер понижающего коэффициента за единицу продукции.

Оптовое ценообразование в системе закупок можно считать эффективным или неэффективным по критерию понижающего коэффициента на единицу продукции, к которому чаще всего относятся скидки, единичные расценки на разнородную продукцию. Такие коэффициенты могу устанавливаться как дискретно (например действие разных скидок на каждый продукт из ассортимента), либо линейно (например понижение цены на весь ассортимент продукции).

Данный ценовой критерий требует от заказчика:

  • установления начальных единичных расценок;
  • установления правил подачи ценовых предложений — линейно или дискретно;
  • установления максимальной величины договора на закупку по оптовой цене в виде лимита;
  • установления формул подсчета баллов в зависимости от типа предложений понимающего коэффициента (например, по пропорции – чем больше скидка, тем больше баллов).




  1. Размер процентной ставки, комиссии, страховой премии и пр.

Данный критерий связан с особенностями контрактов, поскольку например при выборе страховой компании имеет значение размер страховой премии, комиссий страховой компании, а при выборе банка ключевую роль как отражение стоимости играет ставка по депозитам и кредитам. По таким договорам размер ставок напрямую влияет на эффективность цен.

  1. Размер коэффициента удорожания.

Данный способ ценового критерия применим там, где у заказчика имеется понимание о том, что в ходе исполнения условий договора цена на товар в обязательном порядке должна измениться. Поэтому если запрашивать у производителя твердую цену в ходе исполнения, то на закупку поступят завышенные предложения в качестве страховки или вовсе будет не интересным такой вариант предложения, что не отвечает принципам закупочной деятельности.

Поэтому в ситуациях, когда можно спрогнозировать факт удорожания продукции, однако сложно спрогнозировать величину удорожания, а объем заказа известен, а также существуют прочие факторы, которые мешают расчету затрат в будущем на момент закупки, то кроме оценки стоимостей, которые предлагают участники, необходимо запрашивать и оценивать коэффициент удорожания. Такой коэффициент может быть предложен как 1,1, а может быть 1,2 или 1,5 например. При этом формула оценки размера удорожания должна быть основана на обратной пропорции, т.е. чем выше предложен коэффициент удорожания, тем меньше балл.

  1. Размер скидки с цены, официально рекомендованной производителем.

В закупочной деятельности профессиональные закупщики, которые рассчитывают на начальную цену закупки обычно интересуются отпускной ценой производителя и предполагают маржу посредника, который также является участником закупки.

Несмотря на наличие официальных цен, цены в заявках участников закупок часто ниже официальных, в связи с чем закупщику следует избегать совсем дешевых рисковых поставок, но и  не заплатить посреднику лишнее, а также поддерживать контракт актуальным. Критерий «размер скидки с цены, официально рекомендованной производителем» позволяет решить эти проблемы с заградительным нижним порогом следующим образом: по ценам ниже официально установленных в документации указывается сей факт и указывается процент занижения, и соответственно данный производитель получает ноль баллов по критерию «цена». Формула оценки критерия «размер скидки с цены, официально рекомендованной производителем» строится на базе прямой пропорции: чем больше скидка, тем больше балл.

  1. Размер совокупной стоимости владения (стоимости жизненного цикла).

По данному критерию чаще всего происходит оценка оборудования, транспорта, крупногабаритных машин и механизмов, объектов движимого и недвижимого имущества.

Стоит отметить, что единой методики расчета баллов по данному критерию нет ввиду уникальности. Поэтому чем наиболее точно закупщик может сделать прогноз возможных затрат по объекту, тем выгоднее окажется закупка.

Если лицо, осуществляющее оптовые закупки может самостоятельно рассчитать такие затраты, например на основе исторических данных, то будет основываться на собственных оценках при принятии решения относительно осуществления оптовых закупок.




Оставить комментарий