Контроллинг как система управления на предприятии




В современных условиях многие отрасли имеют весомый недостаток в финансовых ресурсах и становятся несостоятельными по причине снижения доходов и проблем с привлечением дополнительных заемных ресурсов. Эти причины вызваны основными внешними и внутренними факторами кризисных ситуаций, которые представлены в таблице:

Таблица – Факторы кризисного состояния предприятий

Внутренние факторы Внешние факторы
Уровень профессиональной подготовки Экономическая обстановка в стране
Ресурсы и их использование Политическая стабильность
Качество маркетинга Демография
Перспективы хозяйственной деятельности Развитие инноваций и технологий
Философия менеджмента Развитие трудового потенциала кадров
Неплатежеспособность бизнес партнеров

На сегодняшний день основным приоритетом в хозяйственной деятельности является рациональное использование ресурсов, которое считается залогом устойчивого экономического в перспективе.




Проблема конкурентоспособности компаний с развитием рыночного механизма хозяйствования обострилась резко, а решение данной проблемы требует от всех его субъектов активного поиска путей снижения рисков, всестороннего анализа рисков предпринимательской деятельности, а также выявление способов повышения конкурентоспособности на рынке. В связи с этим максимизация прибыли и закрепление позиций на рынке требует повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования.

Контроллинг как раз и представляет собой систему управления, позволяющую предприятию успешно развиваться.

В экономической литературе сегодня отсутствует единый подход к рассмотрению сущности контроллинга, а в целом контроллинг можно описать как систему достижения выживаемости предприятия в двух форматах:

— в краткосрочном формате это оптимизация прибыли;

— в долгосрочном формате это сохранение и поддержание надежных отношений и связей данного конкретного предприятия с окружающей внешней средой и сферами (хозяйственной, природной, социальной).

На базе рассмотрения отечественных и зарубежных авторских научных трудов [3,5,6] можно выделить ряд подходов к структурированию элементов данной системы контроллинга:

  • Управленческий подход
  • Функциональный подход
  • Информационный подход
  • Структурный подход




Управленческий подход выделяет систему управления в качестве координации разных сторон деятельности организации и выполнение функций контроля. Функциональный подход предполагает стратегическое и оперативное планирование и прогнозирование, управленческий анализ, нормирование, эффективное управление ресурсами. Информационный подход выделяет подсистемы организации, сбора и агрегирования данных. Структурный подход выделяет центры ответственности, бизнес-процессы, регламенты и стандарты, результаты и оценочные показатели.

Опыт показывает, что на отечественных промышленных предприятиях в структурах контроллинга выделяют группу учета данных, который в свою очередь дает топ менеджменту компании качественную учетную информацию.

Релевантная учетная информация необходима топ менеджменту для принятия выверенных управленческих решений, что обусловливает применение разных способов и набора инструментов для анализа,  риск-менеджмент в частности.

Система контроллинга нужна для поддержания конкурентоспособности предприятия на должном уровне и это в свою очередь побуждает организацию заниматься повышением качества существующих процедур и систем управления, созданием новых более эффективных систем таким образом, чтобы иметь преимущества над своими конкурентами на рынке.




Можно выделить следующие цели системы контроллинга на предприятии:

  • Определение значений прибыли для предприятия
  • Расчет рентабельности отдельных продуктов компании
  • Принятие решений об инвестировании
  • Проведение анализа отклонений
  • Корректировка управленческих решений системы по проводимым мероприятиям

Таким образом, контроллинг как система управления на предприятии представляет собой сложную структуру, которая является важной функцией управления, как правило, заключительной, подводящей итог и оценивающей результаты предыдущих функций управления, а именно, планирования, организации и стимулирования. И для того, чтобы надежно оценить работу системы контроллинга необходимо построение системы показателей оценки деятельности предприятия, а также его подразделений.

Оставить комментарий