В современных условиях многие отрасли имеют весомый недостаток в финансовых ресурсах и становятся несостоятельными по причине снижения доходов и проблем с привлечением дополнительных заемных ресурсов. Эти причины вызваны основными внешними и внутренними факторами кризисных ситуаций, которые представлены в таблице:
Таблица – Факторы кризисного состояния предприятий
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Уровень профессиональной подготовки | Экономическая обстановка в стране |
Ресурсы и их использование | Политическая стабильность |
Качество маркетинга | Демография |
Перспективы хозяйственной деятельности | Развитие инноваций и технологий |
Философия менеджмента | Развитие трудового потенциала кадров |
Неплатежеспособность бизнес партнеров |
На сегодняшний день основным приоритетом в хозяйственной деятельности является рациональное использование ресурсов, которое считается залогом устойчивого экономического в перспективе.
Проблема конкурентоспособности компаний с развитием рыночного механизма хозяйствования обострилась резко, а решение данной проблемы требует от всех его субъектов активного поиска путей снижения рисков, всестороннего анализа рисков предпринимательской деятельности, а также выявление способов повышения конкурентоспособности на рынке. В связи с этим максимизация прибыли и закрепление позиций на рынке требует повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования.
Контроллинг как раз и представляет собой систему управления, позволяющую предприятию успешно развиваться.
В экономической литературе сегодня отсутствует единый подход к рассмотрению сущности контроллинга, а в целом контроллинг можно описать как систему достижения выживаемости предприятия в двух форматах:
— в краткосрочном формате это оптимизация прибыли;
— в долгосрочном формате это сохранение и поддержание надежных отношений и связей данного конкретного предприятия с окружающей внешней средой и сферами (хозяйственной, природной, социальной).
На базе рассмотрения отечественных и зарубежных авторских научных трудов [3,5,6] можно выделить ряд подходов к структурированию элементов данной системы контроллинга:
- Управленческий подход
- Функциональный подход
- Информационный подход
- Структурный подход
Управленческий подход выделяет систему управления в качестве координации разных сторон деятельности организации и выполнение функций контроля. Функциональный подход предполагает стратегическое и оперативное планирование и прогнозирование, управленческий анализ, нормирование, эффективное управление ресурсами. Информационный подход выделяет подсистемы организации, сбора и агрегирования данных. Структурный подход выделяет центры ответственности, бизнес-процессы, регламенты и стандарты, результаты и оценочные показатели.
Опыт показывает, что на отечественных промышленных предприятиях в структурах контроллинга выделяют группу учета данных, который в свою очередь дает топ менеджменту компании качественную учетную информацию.
Релевантная учетная информация необходима топ менеджменту для принятия выверенных управленческих решений, что обусловливает применение разных способов и набора инструментов для анализа, риск-менеджмент в частности.
Система контроллинга нужна для поддержания конкурентоспособности предприятия на должном уровне и это в свою очередь побуждает организацию заниматься повышением качества существующих процедур и систем управления, созданием новых более эффективных систем таким образом, чтобы иметь преимущества над своими конкурентами на рынке.
Можно выделить следующие цели системы контроллинга на предприятии:
- Определение значений прибыли для предприятия
- Расчет рентабельности отдельных продуктов компании
- Принятие решений об инвестировании
- Проведение анализа отклонений
- Корректировка управленческих решений системы по проводимым мероприятиям
Таким образом, контроллинг как система управления на предприятии представляет собой сложную структуру, которая является важной функцией управления, как правило, заключительной, подводящей итог и оценивающей результаты предыдущих функций управления, а именно, планирования, организации и стимулирования. И для того, чтобы надежно оценить работу системы контроллинга необходимо построение системы показателей оценки деятельности предприятия, а также его подразделений.