Функции управления, эволюция их состава и содержания




Сегодня важной особенностью управления является потребность высокого профессионального уровня менеджера, интеллектуализация управленческого труда. Основной задачей менеджера является обеспечение эффективного функционирования, устойчивого развития бизнеса. В связи с чем выделяют функции управления, которые представляют собой особые виды специализированной управленческой деятельности, которая выделилась в процессе разделения труда.

Общие функции можно представить в виде схемы на рисунке ниже.

Функции управления

Функция организации представляет вид управленческой деятельности, которая направлена на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Задачей этой функции является формирование структуры организации.

Функция мотивации проявляется в том, чтобы побуждать сотрудников организации к эффективной деятельности для достижения поставленных в организации целей и удовлетворения собственных потребностей (например, в качестве вознаграждения за труд).

Функция планирования проявляет себя в непрерывности исследования способов повышения эффективности деятельности организации за счет выявления возможностей в процессе выполнения поставленных установок и системы показателей, необходимых для последующего контроля результатов.

Функция контроля представляет количественную и качественную оценку и учет результатов работы предприятия. Посредством контроля оценивается успешность достижения установленных планов и задач, а объектом контроля при этом могут стать качество продукции, принятые решения, расход ресурсов, деятельность персонала, выполнение плана.

Функция координации является центральной, которая обеспечивает согласование всех остальных функций во времени и пространстве. Центральная функция обеспечивает его бесперебойность процесса управления, а основная задача данной функции проявляется в обеспечении согласованности всех звеньев организации.

На практике принятие управленческих решений в любой организации имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой и характером ее деятельности, задачами, структурой, системой взаимодействия и пр.

Так, в одних организациях высшее руководство принимает все управленческие решения, а управляющие низшего уровня лишь выполняют их указания, а в других организациях процесс принятия решении перемещается вниз к руководителям низших звеньев, которые наиболее тесно связанны с конкретными задачами, по которым требуется принятие решений. В первой ситуации речь идет о централизации процесса управления, а во втором – о децентрализации. При этом при децентрализации также возможно передачи части своих полномочий, что является делегированием.

Под определение «централизация» понимается сосредоточение принятия управленческих решений в одних руках, что связано только с формальной властью, с правами, которыми наделено лицо, принимающее решения в организации. Многие организации сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с жалобами потребителей, сотрудников, изменением потребностей клиентов, поведением конкурентов.




Можно выделить следующие преимущества централизации:

— улучшение контроля и координации специализированных независимых функций;

— уменьшение количества и масштабов неверных решений неопытных руководителей;

— недопущение ситуации, при которой одни отделы организации развиваются за счет других, либо организации в целом;

— эффективная передача опыта и навыков сотрудников центрального административного органа.

Недостатками централизации являются:

— затраты времени на передачу информации, искажение информации;

— принятие решений управленцами, оторванными от прикладных процессов.

Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности, которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения.

Можно выделить следующие преимущества децентрализации:

— эффективное управление крупным бизнесом, где необходимо обрабатывать значительное количество информации;

— право принятия решения тем руководителем, полномочия которого ближе к решаемой задаче, и соответственно больше опыта;

— мотивирование отдельных руководителей низших звеньев, которые могут отождествлять себя с главным контролером и управленцем своего подразделения;

— поэтапная подготовка сотрудников к решению более сложных задач и степени ответственности.

К недостаткам можно отнести следующее:

— существенные затраты на обучение персонала;

— закрыты пути получения преимуществ централизации.

Оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления найти достаточно сложно, однако стоит отметить факторы влияющие на такое соотношение (рисунок ниже).

Факторы влияния на соотношение централизации и децентрализации




Так, соотношение централизации и децентрализации могут зависеть от затрат, уровня единообразия, масштаба организаций, авторитаризма или соподчиненности в философии управления, наличие менеджеров требуемого уровня и его компетенций, использование приемов контроля, география деятельности, политика государства в области ценообразования, доходов или какие-либо ограничения на использование рабочей силы и прочие факторы.

Таким образом, усложнившаяся управленческая деятельность сегодня определяет выделение ряд ключевых функций управления, которые имеют важное значение для раскрытия сущности управления, ввиду нынешнего роста масштабов бизнеса, диверсификации и интернационализации деятельности организаций. Полномочия в структуре управления распределяются не всегда равномерно и могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних (централизация), или на нижних ее «этажах» (децентрализация). Грамотное их соотношение позволяет добиться баланса в управлении.




Оставить комментарий