Экономическая сущность цены и системы цен




Цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров, работ, услуг, напрямую зависит от понесенных затрат, расходов на реализацию, платежей в бюджет. Плюс к этому учитывается прибыль, закладываемая собственником организации.

Цены постоянно меняются, так как они зависят от множества факторов, в том числе и от особенностей производства: увеличение объемов выпускаемой продукции, что влечет за собой увеличение закупок материалами, а также привлечение дополнительных трудовых ресурсов. Поэтому, важно периодически обновлять оборудование и своевременно устранять все проблемы в производстве. Таким образом, все изменения в расходах влияют на стоимости единицы продукции в сторону ее повышения.

Цена – сложная категория, которая состоит из нескольких элементов. К последним относятся: себестоимость, прибыль, косвенные налоги, посреднические и торговые надбавки.

Цены бывают нескольких типов:

Оптовая цена представляет собой цену, отражающая стоимость крупной партии товаров, и используются в оптовой торговле между крупными организациями.

Розничная цена – это конечная цена, по которой потребители приобретут товары. Такую цену устанавливают розничные торговые сети и мелкие магазины. Очевидно, розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки.

Закупочные цены представляют собой выражение стоимости государственных закупок у организаций и индивидуальных предпринимателей, например, закупка крупных партий сельскохозяйственной продукции для нужд содержания армии.

Тарифные расценки (ставки) являются одной из разновидностей ценообразования, которые устанавливаются в большинстве случаев на услуги и обслуживание. Сложность тарифной стоимости состоит в том, что  потребители не имеют возможности как-то повлиять на тариф, оценить качество услуги в терминах соответствия тарифу. В  связи с этим в сфере услуг важным является эффективное и качественное обслуживание, ответственность за которое несет продавец, который предоставляет услугу на рынок.

Важно отметить, что оптовая цена в системе цен в зависимости от стадии ценообразования, и выделяются трижды (см. рисунок ниже).

Виды цен по стадиям ценообразования




Оставить комментарий