Структура спроса потребителя в условиях кризиса




Сегодня потребительский спрос внутри страны определяют разнообразные факторы, которые в реальной действительности существуют еще и во множестве различных комбинаций. Это и общие макроэкономические условия хозяйствования, и деятельность субъектов хозяйствования на микроуровне, и особенности протекания региональных хозяйственных процессов и пр.

Особую актуальность изменение структуры спроса принимает во время нестабильности, неопределенности и риска хозяйствования. В таких кризисных условиях потребители в основной массе не требуют излишеств. В большинстве экономических кризисов в мире население на ранних стадиях падения  производства  испытывает  шок  угрозы роста безработицы, инфляции и неопределенности в целом. В этой ситуации семьи сокращают потребление больше, чем падают их доходы. Происходит переключение на «защиту сбережений» после предшествовавшего потребительского бума во время подъема экономики. Это становится причиной увеличения нормы сбережений в условиях кризиса. А в посткризисный период розничные продажи по-прежнему  растут  медленнее,  чем  заработная  плата, что объясняется  «защитной» моделью поведения большой части населения.

В целях наглядного представления изменения структуры спроса потребителей, рассмотрим общий объем и структуру потребительских расходов домашних хозяйств на протяжении последних полных 10 лет на основе данных Росстата (таблицы 1,2).

Таблица 1 – Общий объем потребительских расходов домашних хозяйств в России 2007-2017 гг.

obshchij-obem-potrebitelskih-raskhodov-domashnih-hozyajstv-v-rossii-2007-2017-gg




Как видно из таблицы 1 потребительские расходы населения имеют тенденцию к ежегодному росту, что обусловлено, прежде всего, экономическим ростом страны, инфляционными процессами, склонностью населения к увеличению потребления ввиду повышения предложения товаров и услуг. Однако стоит отметить, что в период кризисных явлений 2008-2009 гг. темп роста существенно замедлился – так до кризиса 2008 года темп составлял (8 217 – 6541) / 6541 *100% = 25,62%, а в период кризиса с 2008 по 2009 гг. – (8687 – 8217) / 8217 *100% = 5,72%, в начало постркизисного периода с 2009 по 2010 гг. немного вырос и составил (10122 – 8687) / 8687 *100% = 16,52%.

Таблица 2 – Структура потребительских расходов домашних хозяйств в России 2007-2017 гг.

struktura-potrebitelskih-raskhodov-domashnih-hozyajstv-v-rossii-2007-2017-gg

Из таблицы 2 видно как меняется структура спроса в кризис и посткризисный период. Население в общей массе начинает экономить и спрос смещается в структуре в сторону товаров первой необходимости – продуктов питания. В связи с чем, снижаются тратты на предметы пониженной значимости, например, предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом, уход за транспортом, организацию отдыха и досуга, кафе и рестораны.

Таким образом, в условиях кризисных явлений структура потребительского спроса изменяется, и, на мой взгляд, подавляющая часть населения ощущает на себе влияние кризиса, посткризисных явлений и нынешней ситуации неопределенности, затрачивая свыше 30% на предметы первой необходимости, что с учетом роста потребительских расходов составляет значительную долю в общей структуре. Данный факт показывает, что пытаясь жить «по средствам», «вчера и сегодня» население нашей страны проявляет более бережливое поведение, осваивая различные стратегии экономии: меньше покупать, переходить на более дешевые продукты, приобретать товары «по акции» и так далее. Поэтому данная статистка должна стать веским мотивом для активации мер правительства по повышению уровня жизни населения страны.




Оставить комментарий