Применение мер рестриктивной финансовой стратегии в современной России




На современном этапе развития экономики России актуальной задачей видится построение финансовой стратегии с учетом эффективной направленности денежно-кредитной политики, степени ее жесткости, как ключевого фактора применения рестриктивных мер финансовой стратегии.

Реформы в сфере денежно-кредитной политики проходят в чрезвычайно неблагоприятных макроэкономических условиях. Падение цен на нефть, повышение геополитических рисков и введение в отношении российских заемщиков ограничений в  плане доступа на международные рынки капитала осложняют внедрение новых мер денежной политики. В такой непростой ситуации действия регулятора должны быть особенно взвешенными и продуманными.

Следует отметить, что Центральный банк РФ в период неопределенности и кризисных явлений российской экономики, которые, как правило, связаны с падением мировых цен на нефть, целенаправленно проводит политику уменьшения курса рубля. Однако зависимость уровня инфляции и денежной массы в стране выглядит неоднозначно. Ниже приведены данные по темпам прироста денежной массы и темпов инфляции в России за последние 5 лет (см. рис. 1).

indeks-potrebitelskih-cen-i-denezhnoj-massy

Рис. 1. Индекс потребительских цен и денежной массы в РФ 2012-2016

Необходимо отметить, что сегодня инфляция издержек в России усиливается внешнеэкономической инфляцией и Центральный банк проводит меры рестрикицонного характера. В частности, 10 ноября 2014 г. Банк России объявил о переходе к плавающему курсу рубля, отказавшись от поддержания курса национальной валюты. Однако вместо ожидаемой стабилизации в стране усилились девальвационные ожидания, что спровоцировало резкое падение обменного курса национальной валюты. 16 декабря 2014 г. в период существенного падения курса ключевая ставка процента была установлена ЦБ на уровне 17,0%, что стало серьезным препятствием для кредитования и развития производства. В 2015-2016 гг. она неоднократно снижалась и 16.09.2016 г. была установлена на уровне 10,0%, что значительно превышает ожидаемый уровень инфляции в 2016 г. и по-прежнему препятствует кредитованию российской экономики.

Существенное уменьшение совокупного спроса, которое произошло в России в результате мер Правительства и Банка России, принятых в последние годы, привело к снижению темпов инфляции в 2016 г. (5,4%). Однако сегодня выбор мер рестриктивной финансовой политики может быть обусловлен задачами поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а так же удержания и снижения уровня инфляции. При это стоит принимать во внимание все положительные и отрицательные последствия таких действий. Ниже представлена таблица с информацией о возможных последствиях реализации мер рестриктивной финансовой стратегии.

Таблица 1 – Последствия мер рестриктивной финансовой стратегии

posledstviya-mer-restriktivnoj-finansovoj-strategii




Сегодня рестриктивыне меры, как целостный рыночный механизм селекции эффективно и корректно функционирует  в устойчивой экономике, которая зависит в том числе и от стабильных темпов роста, внешних рисков, поступательного расширения инвестиций. Такие меры с учетом разбалансированности российской экономики по отраслям необходимо сочетать с политикой поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности – как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Поскольку существует значительная часть системообразующих предприятий, представляющих стратегический интерес, проводящих модернизацию и связанных с импортом в своем производственном цикле, которым банковский кредит будет недоступен, то подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием, использованием инструмента целевых государственных программ.

Таким образом, учитывая особенности российской экономики, преобладающее значение инфляции издержек, государственным органам при реализации мер рестрикционной финансовой политики следует обратить внимание на меры по стимулированию совокупного спроса и развития национального производства на основе сокращения процентной ставки, совершенствования системы налогообложения, развития конкуренции и повышения эффективности антимонопольных мер, валютного регулирования.




Оставить комментарий