Основные идеи поведенческой экономики




Сегодня поведенческая экономика считается довольно молодым направлением научной мысли, и призвана повысить значимость традиционной экономической теории, обеспечивая ее более реалистичными психологическими основами.

Суть поведенческой экономики сводится к тому, что психология обеспечит лучшее понимание сути экономики, а именно углубит теоретические изыскания, создаст лучшие основания для принятия решений, и предложит лучший вариант действий хозяйствующему субъекту.

Большинство идей в поведенческой экономике не новы, действительно, они уходят корнями в неоклассическую экономику после векового окольного пути. Когда экономика впервые стала определяться как отчетливая область знаний, психология не существовала как дисциплина вообще. Многие экономисты совмещали свою деятельность с психологией. Адам Смит, ученый, который наиболее известен своей концепцией «Невидимая рука» и «Богатство наций», написал менее видную книгу – «Теория моральных настроений», которая легла в основу психологических принципов индивидуального поведения. К примеру, Адам Смит подчеркнул, что «мы страдаем больше… когда ощущаем падение от лучшей к худшей ситуации, нежели наслаждаемся, когда все происходит наоборот». Сегодня это одна из идей поведенческой экономики – «отвращение потерь».

Поскольку экономисты начали принимать аномалии человеческой психики в качестве таких примеров, то изыскания в психологии обеспечили предпосылки становления новой теории. Начиная с 1960 г., когнитивная психология стала доминировать в качестве изучения человеческого мозга, как информативно-процедурного инструмента. Информативно-процедурный инструмент позволил внедрить новое учение, отражающее такие составляющие как память, решение проблем и принятие решений.

Вероятно, наиболее заметный отпечаток оставила работа, опубликованная Тверски и Канеманом. Статья 1979 года «Теория перспектив: принятие решений в условиях риска» указывает на нарушение теории ожидаемой полезности (выгоды) и предлагает другую теорию, основанную на принципах психологии, которые и объясняют выявленные нарушения.

Методы, используемые в поведенческой экономике, сходятся с аналогами других областей экономики. Несмотря на то, что поведенческая экономика  полагается больше на доказательства, полученные экспериментальным путем, сравнительно недавно, методы  исследования вышли за пределы экспериментов, и охватили методы компьютерной симуляции и даже мозговое сканирование.

С приумножением и дальнейшим развитием эмпирических изысканий в области исследования поведенческой экономики появилась необходимость в классификации ее основных идей. Так, исследования рынков навели на мысль о наличии множества ограничивающих факторов, и как следствие, вывода о том, что гипотетический идеал рынка не достижим.

Поведенческая экономика в своей основе ставит во главу угла область принятия решений, поскольку предполагает, что вероятность принятия решения по событию – центральная проблема экономики.

Принятие решений отражает особенности человеческой психики. Люди часто полагаются на эвристические выводы (основанные на интуиции и опыте человека), которые могут совпадать с формально-логическими, но при некоторых обстоятельствах приводят к ошибочным суждениям.

Д. Канеман и А. Тверски показали, что когда люди сталкиваются с неопределённостью, они используют несколько эвристических принципов, упрощающих задачу оценки вероятности наступления события. Это касается ошибок репрезентативности, доступности и закрепления.

Под репрезентативностью понимается суждение, основанное на стереотипах. Ошибки репрезентативности (representativeness) допускаются в том случае, если выводам, полученным на основе аналогии, приписываются свойства вероятностных оценок. Например, на финансовых рынках инвесторы могут на основе собственного опыта предвидеть вероятность роста прибылей компании слишком далеко в будущее и в результате переоценивать стоимость  компаний.

Эвристика доступности (availability), приводит к ошибочным выводам тогда, когда вероятность наступления события выводится из приходящей на ум совокупности похожих событий. Обычно люди вспоминают частые события намного легче, чем нечастые, вспоминают вероятные события намного легче, чем невероятные, и в итоге используют эвристику доступности для оценки вероятности события.

Эффект закрепления (anchoring) проявляется в том, что на решение человека влияет случайная и несодержательная догадка, которая первой приходит на ум при постановке задачи. Нередки случаи, когда люди склонны воспринимать ситуацию через призму собственных желаний и ожиданий.

Большое значение для принятия финансовых решений имеет форма, в которой проблема возникает перед субъектом (эффект обрамления (зависимость от формы)). Предположим, субъектам хозяйственной деятельности доносится информация, сформулированная двумя различными, но логически идентичными способами. Первая формулировка такова: вложение капитала в венчурные инвестиции сегмента А в 20% случаев привела к полной потере капиталовложений. Вторая формулировка: вложение капитала в венчурные инвестиции сегмента А в 80% случаев привела к получению сверхприбылей. Очевидно, что при изложении только первой формулировки потенциальный инвестор будет чувствовать некую тревогу и вероятнее всего откажется от проекта.

Выбор в условиях риска подвержен и другим аномалиям. Нередки и ситуации, когда инвестор уже вложил средства и не хочет отказываться от проекта, не смотря на увеличившийся в разы риск – «эффект капкана». Замедленная реакция и изменение своих убеждений под влиянием новой информации поименовано «эффектом консерватизма», а «иллюзия контроля» ˗ склонность к большему риску в ситуации кажущейся возможности влияния на исход операции. Такая ситуация возникает, когда индивидууму необходимо производить определенные действия, на самом деле не оказывающие влияния на будущий результат.

Таким образом, сегодня идеи поведенческой экономики необходимо рассматривать как единый механизм, составляющий психологическую основу, которая оказывает влияние на проведение финансово-хозяйственных операций. Рассматривая конкретное экономическое явление, нельзя забывать о воздействиях психологических феноменов на финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов. Фактически многие психологические эффекты должны внести определенную лепту в дальнейшее развитие экономики, что позволит лучше понять суть хозяйственных процессов и явлений.  Поэтому, современные изыскания области поведенческой экономики должны стать не только сборником идей, но и отличной проверкой современных экономических моделей.




Оставить комментарий