Рынок ценных бумаг в России




В связи с нестабильностью экономического положения в мире, рынок ценных бумаг играет важную роль, поскольку является важнейшим звеном всей экономической системы и ключевым механизмом экономического роста.

За последние десятилетия отмечено достаточно динамичное развитие российской экономики. Данную тенденцию не смогли переломить даже экономические санкции, которые были введенные рядом стран запада. Они, безусловно, замедлили развитие, но не привели к регрессу. В таких условиях нестабильности важное значение приобретает активизация инвестиционного процесса в России посредством эффективного функционирования рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – рынок, на котором осуществляется эмиссия и обращение ценных бумаг, то есть специальных документов, которые имеют собственную стоимость и могут самостоятельно обращаться на рынке.

В Российской Федерации на нынешнем этапе экономического развития рынок ценных бумаг имеет структуру, представленную в таблице 1.

Таблица 1 – Структура рынка ценных бумаг в РФ

struktura-rynka-cennyh-bumag-v-rf




Первичный рынок ценных бумаг представляет продажу финансовых инструментов их первым владельцам. На первичном рынке эмитент (им может быть акционерное общество например), привлекает капитал инвесторов за счет продажи своих ценных бумаг (облигаций, акций). Поэтому ключевой чертой первичного рынка ценных бумаг считается раскрытие информации эмитентом о выпускаемых ценных бумагах и о своей деятельности. Таким образом, инвестор, имея всю необходимую информацию, может принять рационально-взвешенное решение о покупке предлагаемых на рынке ценных бумаг.

Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой обращение ценных бумаг после первичного размещения, их перепродажу. Ключевой чертой ценных бумаг вторичного рынка является способность быстрого обмена ценных бумаг, ликвидность.

Как правило, регулирование рынков ценных бумаг в различных странах мира функционирует в рамках двух моделей.

Первая модель подразумевает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий (контроль, надзор, установление правил проведения операций) передается– саморегулирующим организациям (СРО) – объединениям профессиональных участников рынка (например, во Франции).

Вторая модель предполагает передачу максимальных возможностей саморегулирующим организациям. Основные контрольные функции, а также возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования государство сохраняет за собой (Великобритания). В подавляющем большинстве стран жесткость регулирования и степень централизации колеблются между описанными выше двумя крайними концепциями. Структура же государственных органов, которые регулируют рынок, зависит от степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям) и модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской).

Для Российской Федерации характерна модель организации и регулирования финансового рынка США, особенно это проявляется на организационном и законодательном уровнях.

Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации включают в себя, прежде всего, Федеральную комиссию по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Министерство по антимонопольной политике (МАП), Центральный банк, Министерство госимущества (МГИ). Саморегулируемые организации (СРО) берут на себя функции негосударственного регулирования. В России принята практика множественной модели саморегулирования – ситуация множественного сосуществования СРО, которые привязаны к конкретным рынкам (все фондовые биржи являются в США саморегулируемыми организациями, NASD привязан к NASDAQ и Amex. В России связки ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР полностью соответствуют этой модели).

Государственное регулирование на первичном рынке сконцентрировано на том, чтобы поддерживать единый порядок эмиссии ценных бумаг в обращение путем государственной регистрации проспектов эмиссии и посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка, их аттестации.




На вторичном рынке государственный контроль ведется путем выдачи квалификационных аттестатов, которые дают право на совершение конкретных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также посредством лицензирования профессиональных участников рынка, надзора за соблюдением норм антимонопольного законодательства. Особое значение отдаются регулированию налогообложение сделок с ценными бумагами, что оказывает прямое влияние на развитие рынка ценных бумаг.

Перспективы развития рынка ценных бумаг на 2019 г. зависят от тактически быстрого решения проблем, не решенных на данный момент, к ним относятся, например:

— усовершенствование и корректировка законов, которые замедляют развитие фондового рынка;

— организация срочного рынка;

— привлечение большего количества вложений, в частности индивидуального характера;

— строгое пресечение неправомерных действий, совершенных на рынке;

— вселение полной уверенности в защите со стороны государства участников рынка и т.п.

Развитие рынка ценных бумаг не должно стоять на месте. Рынок ценных бумаг представляет уникальные услуги, играет важнейшую роль в экономических процессах страны, направленных на распределение финансовых ресурсов в ключевые развивающиеся отрасли экономики и динамично развивающиеся предприятия, способствует полноценному экономическому подъему в режиме эффективного государственного контроля и регулирования.

В целях преодоления систематических рисков инвестиций на рынке ценных бумаг и обеспечения условий нормального экономического роста государству необходимо совершенствовать стимулирование инвестиции в реальный сектор экономики.

В апреле 2015 г. эксперты МВФ вынуждены были признать, что падение инвестиционной активности после глобального финансового кризиса 2008 – 2009 гг. оказалось более глубоким, чем это можно было ожидать на основании предшествовавшего опыта. При этом мягкая денежно-кредитная политика и низкие процентные ставки не привели к повышению доли капиталовложений в ВВП. В странах входящих в группу 7-ми она составила в 2015 г. по предварительным оценкам 20,1%, что существенно ниже уровня докризисного 2006 г., когда она достигла 22,4%.

Регулирование рынка ценных бумаг является важной задачей страны, поскольку рынок ценных бумаг в России все еще развивается и он подвержен рискам, порой нестабилен и его участники заинтересованы в том, чтобы их права и интересы на данном рынке защищались, и для его развития нужна помощь и регулирование со стороны государственных органов власти.

В целом, на наш взгляд, государственная поддержка инвестиций должна выполнять общие стратегические условия, представленные на рисунке 1.




usloviya-gosudarstvennoj-podderzhki-investicionnoj-deyatelnosti

Рисунок 1 – Стратегические условия государственной поддержки инвестиционной деятельности

Такие общие меры необходимы для обеспечения мотивационной составляющей инвесторов в совершении инвестиций долгосрочного характера.

Важнейшей задачей, стоящей перед рынком корпоративных ценных бумаг, является создание эффективного механизма по мобилизации достаточного количества ресурсов для производственного инвестирования. В связи с этим, первоочередной задачей является развитие рынка корпоративных облигаций, в том числе и деноминированных в национальной валюте, а также разработка механизма, делающего привле­кательным дополнительное размещение выпусков акций рос­сийских эмитентов, направленных на привлечение дополнительных ресурсов в производство.

Таким образом, реализация данных рекомендаций позволит рассчитывать, что собственные средства предприятий, расходующиеся сейчас на потребление собственниками, а также сбережения населения, которые находятся в наличной форме и никак не используются в экономике, будут реализованы на рынке ценных бумаг.




Оставить комментарий