В каких случаях бюджетная децентрализация может быть эффективна?




В нашей стране, имеющей федеративное устройство, в общественном секторе действует система бюджетного федерализма, который представляет собой вертикальную структуру распределения доходных и расходных полномочий между соответствующими уровнями управления, а также систему межбюджетных трансфертов.

Бюджетная политика общественного сектора использует инструмент бюджетной децентрализации, которая представляет собой передачу полномочий по установлению и сбору налогов, самостоятельное определение приоритетных направлений расходования средств – с федерального уровня на региональный и местный уровни.

В ряде случаев бюджетная децентрализация полномочий и  соответственно финансовых ресурсов может оказывать эффективное влияние на развитие конкретной территории, рациональному бюджетированию в части наполняемости бюджетов соответствующих уровней и расходования средств на социальные нужды граждан, а также на повышение благосостояния жителей за счет более полного удовлетворения их индивидуальных предпочтений.

Одним из частных примеров является передача полномочий по развитию лесного и водного хозяйства с федерального уровня на региональный. Влияние децентрализации исполнения государственных функций может проявляться в повышении показателей результативности ведения лесного и водного хозяйств: охрана и защита лесов, лесовосстановление, снижение выбросов отходов в водоемы и пр.

Данные показатели могут быть повышены за счет того, что региональные и муниципальные власти имеют более полную картину в представлении текущей ситуации относительно состояния лесных и водных ресурсов в регионе на данный момент, используют не только статистические данные, но практический аспект ведения хозяйства на местах. В частности власти на местах могут применять более жесткие санкции и систему штрафов за превышение нормы выбросов в акваторию региона, сверхпотребление лесных ресурсов, создание пожароопасности и пр. Так, повысятся не только описанные выше показатели, но и доходность бюджетов в виде отчислений пеней и штрафов.




Еще одним примером может послужить различие общественных нужд разных регионов. В частности, это проявляется в развитии инфраструктуры населенных пунктов. Например, в городах крайнего севера, в зонах вечной мерзлоты линии теплопередач должны прокладываться исключительно наземным способом, а в регионах, имеющих более теплый климат, обычно используют подземный способ. Поэтому все управленческие решения должны приниматься на основе конкретных инфраструктурных условий, когда для достижения одной и той же цели осуществляются различные блага, или же однотипные блага, которые требуют разные масштабы затрат.

Рассматривая социальные потребности граждан страны, необходимо учитывать их разнонаправленность. Блага по регионам могут отличаться и интересовать не всех потенциальных потребителей. К таким потребностям могут относиться типы жилищных фондов и условий проживания в зависимости от местности, одежда, социальном обеспечении и прочих условий. Несмотря на то, что государство выделяет отдельным регионам или организациям финансовые ресурсы, но данный механизм нельзя отнести к бюджетной децентрализации.

Важным критерием бюджетной децентрализации является принцип самостоятельности определения уровня потребности общества в тех или иных благах, поиске ресурсов для решения конкретных задач развития региона, поскольку как территория, так и ее население в некотором смысле более однородно в сравнении с населением в целом по стране.

Таким образом, бюджетная децентрализация наиболее эффективным образом учитывает потребности населения, способна увеличить уровень уплаты налогов и получения набора бюджетных услуг на определенной территории, поскольку нижние уровни управления могут обеспечить повышение благосостояния местных жителей за счет более полного удовлетворения их индивидуальных предпочтений. Более того, обладая опытом предоставления соответствующих благ, местные власти способны производить такие блага с меньшими затратами. А при наличии сильных демократических институтов, к которым можно отнести свободные выборы, развитию законодательную базу при верховенстве права, бюджетная децентрализация может способствовать увеличению подотчетности субнациональных властей гражданам и улучшению качества управления.




Оставить комментарий