Расходы государственного бюджета, их направления и особенности в современных условиях




Расходы государственного бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

В современных условиях хозяйствования в России наибольший удельный вес имеют расходы по следующим направлениям: проведение социальной политики, национальной обороны, национальной экономики, расходы на обеспечение безопасности и правоохранительной деятельности, решение общегосударственных вопросов.

В Бюджетном кодексе в статье 21 четко определены разделы расходов и их функциональное назначение, т.е. можно наглядно убедиться какие вопросы затрагивает та или иная статья расходов государственного бюджета.

В таблице 1 приведена информация об исполнении государственного Федерального бюджета за последние 5 лет (2014 – 2018 гг.).

Таблица 1 – Расходы государственного бюджета 2014 – 2018 гг.

Расходы государственного бюджета 2014 – 2018 гг.




Общая величина расходов государственного бюджета неуклонно увеличивается из года в год, причем с 2014 г. данная величина возросла более чем на 25% и только в последние два года темпы роста замедлились — за 2018 г. затраты составили 16 709,30 млрд. рублей.

Из существенных изменений стоит выделить:

— снижение расходов на социальную политику в 2014 (до 23% в структуре) по причине отказа  от  направления  средств  на накопительные пенсии, но этот резерв можно было использовать только один раз;

— рост расходов на национальную экономику в 2014 году более чем на 1200 млрд. рублей в сравнении с предыдущем годом. Были увеличены расходы на дорожное хозяйство, воспроизводство минерально-сырьевой базы, осуществлены разовые расходы по поддержке отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, рынка труда, а также по федерально-целевым программам. В последующие годы уровень данных расходов стабилизировался в структуре 14-15%;

— рост расходов на национальную оборону в 2015 г. и 2016 г., обусловленный нестабильностью внешнеполитической деятельности (военно-политические ситуации на Украине и в Сирии);

— в 2017 году существенно увеличены расходы на социальную политику (более чем на 300 млрд. руб.), что обусловлено ежегодной индексацией социальных расходов, в частности выплат пенсий. Также  сокращены расходы на национальную оборону (более чем на 900 млрд. руб.), что обусловлено снижением активного участия России в военных-политических действиях;

— повышение межбюджетных трансфертов в 2018 году для выравнивания бюджетной обеспеченности, которые были связаны прежде всего с финансированием дорожной деятельности в регионах.

Ниже в таблице 2 приведена структура расходов государственного бюджета за 2014-2018 гг.

Таблица 2 – Структура расходов государственного бюджета 2014 – 2018 гг.

Структура расходов государственного бюджета 2014 – 2018 гг.

В структуре расходов основными статьями из года в год являются: социальная политика, национальная оборона, национальная экономика , национальная безопасность и правоохранительная деятельность, общегосударственные вопросы. Прочие величины расходов по отдельности составляют не более 5% от общей величины расходов. Это обусловлено исторически принятым курсом построения рыночных отношений и демократического общества в стране, реализуемыми национальными программами государства. В целом, структура расходной части Федерального бюджета за последние 5 лет кардинальным образом не поменялась.

Таким образом, на современном этапе государственные расходы служат важным элементом обеспечения социально-экономического развития страны согласно выполнению основных приоритетных функций государства.




Оставить комментарий