В настоящий момент в России преобладает вероятностный характер экономического развития, действие в российской экономике множества случайных факторов предопределяет существенные риски реализации новых проектов. При таких обстоятельствах значение для инвесторов, кредиторов, владельцев бизнеса и других заинтересованных лиц качественного бизнес-планирования невозможно сегодня переоценить.
Благодаря системному подходу к анализу эффективности инвестиционного проекта мы можем сделать конкретные выводы о возможности или не возможности реализации нового бизнес-проекта. Такой подход предполагает проведение бизнес-планирования на основе создания бизнес-плана, который позволяет получить полную информацию относительно рисков маркетинговой, технической, финансовой и прочих сторон проекта.
Разработка бизнес-плана для организации нового предприятия требует анализа многих аспектов и является процессом сложным и ресурсо-затратным. Целесообразность вложения денежных средств должна быть просчитана и обоснована.
Планирование представляет собой совокупность приемов и способов разработки бизнес-планов организации.
На мой взгляд, можно выделить следующие основные особенности бизнес-плана:
— имеют разные варианты позиционирования предприятия;
— необходимо учитывать интересы того, кому адресован бизнес план (партнеру, инвестору, руководству и т.п.).
Содержание и порядок разработки бизнес-плана представляют собой сложную систему. Обязательные элементы бизнес-плана представлены в таблице:
Таблица – Обязательные элементы бизнес-плана
Наименование элемента |
Содержание |
Резюме | Привлекательность проекта, ресурсы, отдача. |
Общая часть | Цели, стратегии, своеобразие, команда и т.п. |
Маркетинговая часть | Анализ и оценка состояния рынка, конкурентов, спроса. |
Оперативные планы | План производства, создание мощностей, снабжение, трудовые ресурсы. |
Финансовая часть | Финансовые условия, финансовые прогнозы, расчет издержек, план доходов и расходов, план движения денежных средств, баланс. |
Я считаю, что роль бизнес-планирования нового предприятия трудно переоценить еще и потому, что бизнес-план является не только внутренним документом предприятия, он используется также при установлении контактов с новыми партнерами. Этими партнерами могут быть:
— посредники в реализации продукции предприятия;
— поставщики сырья, материалов, топлива, оборудования;
— возможные спонсоры.
По мнению автора В.А. Баринова, проведение бизнес-планирования при организации нового предприятия обеспечивает ряд преимуществ:
- Фокус на потребителя и гибкость в его обслуживании.
- Повышается общая эффективность управления в силу ориентации на достижение результата и эффективное использование ресурсов.
- Улучшается интеграция и координация взаимодействия между отдельными звеньями и работниками, так как обеспечивает перевод стратегических целей в тактические цели и мероприятия по их достижению.
- Улучшается контроль, так как сравнение фактических результатов с плановыми позволяет оценить степень приближения к заданным целям.
Таким образом, подготовка бизнес-плана необходима для оценки путей реализации коммерческой идеи, определения возможных рисков и выгод, а также общего анализа эффективности планируемых капиталовложений. Для предпринимателей и учредителей компаний грамотное составление документа является залогом привлечения внешнего финансирования, получения кредитов, успешного развития предприятия и решения многих других важных внутренних вопросов.