Оценки эффективности бизнес-плана




Сегодня благодаря системному подходу к анализу эффективности инвестиционного проекта можно сделать конкретные выводы о возможности или не возможности реализации бизнес-проекта. Такой анализ сегодня можно провести на основе дифференцированных подходов к оценке бизнес-плана, которые позволяют получить полную информацию относительно рисков маркетинговой, технической, финансовой и прочих сторон проекта.

Последнее время большое внимание уделяется бизнес планированию, которое связано с разработкой бизнес планов и бизнес программ. Эти документы могут быть как внутреннего, так и внешнего пользования. Поэтому их объем, структурные особенности зависят от назначений бизнес плана. Как правило, с развитием рыночных отношений бизнес планы и бизнес программы разрабатываются для внешних инвесторов.

Планирование представляет собой совокупность приемов и способов разработки бизнес-планов организации. Систем показателей включает в себя следующие элементы:

Таблица – Система показателей планирования

Наименование показателя Содержание
Количественные показатели Данные показатели выражаются абсолютными величинам, например, объем продукции, объем реализации, численность работающих и т.д.
Качественные показатели Данные показатели выражаются относительными величинами, например, рост производства, снижение себестоимости и т.п.
Объемные показатели К ним относятся абсолютные величины производства в целом, например, объем трудовых затрат, объем материальных ресурсов и т.д.
Удельные показатели Данные показатели показывают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу продукции, капвложения на единицу производственной мощности и т.п.




Типовая структура своевременного бизнес-плана содержит следующие разделы:

  1. Юридический статус предприятия.
  2. Краткая историческая справка о деятельности предприятия.
  3. Характеристика продукции и производственных услуг, которые предлагаются на рынок сбыта.
  4. Характеристика конкурентной среды.
  5. План маркетинговой деятельности.
  6. План производственной деятельности предприятия.
  7. План охраны окружающей среды.
  8. Финансовый план и программа инвестиций.
  9. План возможных рисков и страхование.
  10. Выводы.

В выводах в краткой форме подводятся результаты по всем разделам бизнес-плана, а также обосновывается стратегия развития предприятия.

Профессиональный бизнес план, основанный на грамотных расчётах, представляет сегодня преимущество в бизнесе и способ формирования долгосрочной стратегии экономического субъекта. Однако одной из причин недостаточного уровня эффективности инвестиционной деятельности в России является несовершенство методов оценки эффективности инвестиционных проектов, в особенности бизнес-планов.

На сегодняшний день можно выделить основные подходы к оценке, которые в целом представляют систему эффективного анализа бизнес-плана (см. рисунок).

Система эффективного анализа бизнес-плана

Рис. Система эффективного анализа бизнес-плана




Экспертная оценка подразумевает проверку изложенной в бизнес-плане оценки состояния отрасли экономики, к которой относится организация, которая представила бизнес-план. Оценка отрасли имеет четыре уровня:

— зародышевому (например, солнечная энергетика);

— развивающемуся (например, производство вэйп-приборов);

— зрелому (например, производство холодильников);

— состарившемуся (например, самолетостроение).

Также экспертная оценка включает анализ положения организации в пределах отрасли: доминантному; сильному; благоприятному; нестабильному; слабому; нежизнеспособному.

Маркетинговый анализ имеет целью определение коммерческой состоятельности бизнес-плана. По сути его задача состоит в том, чтобы ответить на следующие вопросы:

— сможет ли организация продать продукт, определенный в бизнес-плане?

— получит ли организация достаточный объем прибыли от реализации?

— совместим ли данный проект с проведением внутренней и внешней политики страны?

При отрицательном ответе хотя бы на один из этих вопросов бизнес-план отклоняется.

Техническая оценка позволяет определить корректность сделанных в бизнес-плане выводов по вопросам:

— применения технологии, подходящей для реализации проекта;

— анализа региональных условий (в т.ч. в терминах цены и доступности энергетики, материалов, трудовых ресурсов).

Финансовая оценка подразумевает сегодня как минимум оценку финансового положения организации в течение 3-5 предшествующих лет работы организации и оценку окупаемости проекта.

Институциональный анализ направлен на оценку возможности успешной реализации бизнес-плана с учетом организационных, политических, административных и юридических факторов.

Проведение оценки влияния внутренних факторов осуществляется в рамках следующих блоков:

  1. Возможностей менеджмента:

— стаж и квалификационные показатели первых лиц организации;

— мотивация топ- менеджеров;

— факторы совместимости топ- менеджеров с целями бизнес-плана.

  1. Возможностей трудовых ресурсов.
  2. Возможностей организационной структуры организации с тщательным анализом процессов принятия решений и делегирования полномочий.

Оценка внешних факторов предопределяет оценку благоприятности политико-правовой и макроэкономической среды реализации бизнес-плана.

Оценка рисков осуществляется по их видам:

— производственный риск, связанный с возможностями невыполнения обязательств перед потребителями продукции;

— финансовый риск, связанный с возможностями невыполнения кредитных обязательств;

— инвестиционный риск, связанный с возможностями обесценивания инвестиционно-финансовых портфелей;

— рыночный риск, связанный с возможностями колебания цен, ставок и курсов валют;

— политический риск, связанный с возможными убытками от политических перемен.




Подготовка бизнес-плана необходима для оценки путей реализации коммерческой идеи, определения возможных рисков и выгод, а также общего анализа эффективности планируемых капиталовложений. Для предпринимателей и учредителей компаний грамотное составление документа является залогом привлечения внешнего финансирования, получения кредитов, успешного развития предприятия и решения многих других важных вопросов. Также анализ и оценка бизнес-плана важны для потенциальных инвесторов, кредитных организаций, мажоритарных акционеров и других заинтересованных лиц.

Анализ эффективности бизнес-плана включает в себя оценку различных факторов и чувствительности проекта к ним. К таким факторам можно отнести риски внутренней и внешней среды, техническое оснащение, маркетинговой позиционирование, институциональные компоненты и финансовые риск. Влияние каждого фактора на проект изучается и рассчитывается отдельно. По результатам системной оценки можно увидеть наиболее проблемные зоны в реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, анализ эффективности бизнес-плана представляет собой целую систему оценок, которая помогает пользователям определить достижение тактических и стратегических целей.




Оставить комментарий