Сегодня благодаря системному подходу к анализу эффективности инвестиционного проекта можно сделать конкретные выводы о возможности или не возможности реализации бизнес-проекта. Такой анализ сегодня можно провести на основе дифференцированных подходов к оценке бизнес-плана, которые позволяют получить полную информацию относительно рисков маркетинговой, технической, финансовой и прочих сторон проекта.
Последнее время большое внимание уделяется бизнес планированию, которое связано с разработкой бизнес планов и бизнес программ. Эти документы могут быть как внутреннего, так и внешнего пользования. Поэтому их объем, структурные особенности зависят от назначений бизнес плана. Как правило, с развитием рыночных отношений бизнес планы и бизнес программы разрабатываются для внешних инвесторов.
Планирование представляет собой совокупность приемов и способов разработки бизнес-планов организации. Систем показателей включает в себя следующие элементы:
Таблица – Система показателей планирования
Наименование показателя | Содержание |
Количественные показатели | Данные показатели выражаются абсолютными величинам, например, объем продукции, объем реализации, численность работающих и т.д. |
Качественные показатели | Данные показатели выражаются относительными величинами, например, рост производства, снижение себестоимости и т.п. |
Объемные показатели | К ним относятся абсолютные величины производства в целом, например, объем трудовых затрат, объем материальных ресурсов и т.д. |
Удельные показатели | Данные показатели показывают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу продукции, капвложения на единицу производственной мощности и т.п. |
Типовая структура своевременного бизнес-плана содержит следующие разделы:
- Юридический статус предприятия.
- Краткая историческая справка о деятельности предприятия.
- Характеристика продукции и производственных услуг, которые предлагаются на рынок сбыта.
- Характеристика конкурентной среды.
- План маркетинговой деятельности.
- План производственной деятельности предприятия.
- План охраны окружающей среды.
- Финансовый план и программа инвестиций.
- План возможных рисков и страхование.
- Выводы.
В выводах в краткой форме подводятся результаты по всем разделам бизнес-плана, а также обосновывается стратегия развития предприятия.
Профессиональный бизнес план, основанный на грамотных расчётах, представляет сегодня преимущество в бизнесе и способ формирования долгосрочной стратегии экономического субъекта. Однако одной из причин недостаточного уровня эффективности инвестиционной деятельности в России является несовершенство методов оценки эффективности инвестиционных проектов, в особенности бизнес-планов.
На сегодняшний день можно выделить основные подходы к оценке, которые в целом представляют систему эффективного анализа бизнес-плана (см. рисунок).
Рис. Система эффективного анализа бизнес-плана
Экспертная оценка подразумевает проверку изложенной в бизнес-плане оценки состояния отрасли экономики, к которой относится организация, которая представила бизнес-план. Оценка отрасли имеет четыре уровня:
— зародышевому (например, солнечная энергетика);
— развивающемуся (например, производство вэйп-приборов);
— зрелому (например, производство холодильников);
— состарившемуся (например, самолетостроение).
Также экспертная оценка включает анализ положения организации в пределах отрасли: доминантному; сильному; благоприятному; нестабильному; слабому; нежизнеспособному.
Маркетинговый анализ имеет целью определение коммерческой состоятельности бизнес-плана. По сути его задача состоит в том, чтобы ответить на следующие вопросы:
— сможет ли организация продать продукт, определенный в бизнес-плане?
— получит ли организация достаточный объем прибыли от реализации?
— совместим ли данный проект с проведением внутренней и внешней политики страны?
При отрицательном ответе хотя бы на один из этих вопросов бизнес-план отклоняется.
Техническая оценка позволяет определить корректность сделанных в бизнес-плане выводов по вопросам:
— применения технологии, подходящей для реализации проекта;
— анализа региональных условий (в т.ч. в терминах цены и доступности энергетики, материалов, трудовых ресурсов).
Финансовая оценка подразумевает сегодня как минимум оценку финансового положения организации в течение 3-5 предшествующих лет работы организации и оценку окупаемости проекта.
Институциональный анализ направлен на оценку возможности успешной реализации бизнес-плана с учетом организационных, политических, административных и юридических факторов.
Проведение оценки влияния внутренних факторов осуществляется в рамках следующих блоков:
- Возможностей менеджмента:
— стаж и квалификационные показатели первых лиц организации;
— мотивация топ- менеджеров;
— факторы совместимости топ- менеджеров с целями бизнес-плана.
- Возможностей трудовых ресурсов.
- Возможностей организационной структуры организации с тщательным анализом процессов принятия решений и делегирования полномочий.
Оценка внешних факторов предопределяет оценку благоприятности политико-правовой и макроэкономической среды реализации бизнес-плана.
Оценка рисков осуществляется по их видам:
— производственный риск, связанный с возможностями невыполнения обязательств перед потребителями продукции;
— финансовый риск, связанный с возможностями невыполнения кредитных обязательств;
— инвестиционный риск, связанный с возможностями обесценивания инвестиционно-финансовых портфелей;
— рыночный риск, связанный с возможностями колебания цен, ставок и курсов валют;
— политический риск, связанный с возможными убытками от политических перемен.
Подготовка бизнес-плана необходима для оценки путей реализации коммерческой идеи, определения возможных рисков и выгод, а также общего анализа эффективности планируемых капиталовложений. Для предпринимателей и учредителей компаний грамотное составление документа является залогом привлечения внешнего финансирования, получения кредитов, успешного развития предприятия и решения многих других важных вопросов. Также анализ и оценка бизнес-плана важны для потенциальных инвесторов, кредитных организаций, мажоритарных акционеров и других заинтересованных лиц.
Анализ эффективности бизнес-плана включает в себя оценку различных факторов и чувствительности проекта к ним. К таким факторам можно отнести риски внутренней и внешней среды, техническое оснащение, маркетинговой позиционирование, институциональные компоненты и финансовые риск. Влияние каждого фактора на проект изучается и рассчитывается отдельно. По результатам системной оценки можно увидеть наиболее проблемные зоны в реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, анализ эффективности бизнес-плана представляет собой целую систему оценок, которая помогает пользователям определить достижение тактических и стратегических целей.