Обязанности аудитора




Основной целью аудита можно считать проверку соответствия различных финансово-хозяйственных операций действующему законодательству, а также установление достоверности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В соответствие с данной целью аудитор выполняет следующие основные задачи:

— проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности на достоверность;

— составление плана и бюджета аудита и предоставлении аудируемому лицу;

— организация унификации и стандартизации отчетных процессов;

— проведение проверок работы хозяйственных бизнес-процессов;

-контроль выполнения бюджета производства;

— подготовка отчетов и заключений;

— прочие задачи.

В российском законодательстве, а именно в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» №307 ФЗ в статье 13 закреплены обязанности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Согласно данному закону аудитор при оказании аудиторских услуг несет следующие обязательства:

— по требованию клиента (аудируемого лица) необходимо предоставлять обоснование сделанных выводов и выявленных замечаний, а также информацию об участии аудитора или аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов;

— необходимо составлять все документы исключительно на русском языке и передавать их аудируемому лицу точно в срок, который установлен в договоре об оказании аудиторских услуг;

— обеспечивать сохранность полученной в ходе аудита документации в течение как минимум пяти лет исходя из года, в котором данная документация была получена или составлена (включая размещение данных в базах данных с функциями сбора, записи, систематизации, накопления, хранения и уточнения информации), а при проведении сопутствующих аудиту услугах сохранность документации должна вестись как минимум 3 года после отчетного года;

— индивидуальному аудитору или аудиторской организации необходимо информировать учредителей аудируемого лица (клиента), а также их представителей о фактах подкупа иностранных должностных лиц, коррупции и коррупционных правонарушений российского законодательства, а также риске возникновения подобных ситуаций. В данный перечень не попадают ситуации с легализацией доходов, которые получены преступным путем, финансирование терроризма. В этом случае необходимо уведомлять специальный орган исполнительной власти, который регулирует данную сферу согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ.

— индивидуальному аудитору или аудиторской организации необходимо информировать уполномоченные государственные органы о фактах подкупа иностранных должностных лиц, коррупции и коррупционных правонарушений российского законодательства, а также риске возникновения подобных ситуаций в случае, если никакие меры со стороны учредителей аудируемого лица (клиента), а также их представителей по устранению данных фактов не принимаются.

— прочие обязательства, которые указаны в договоре об оказании аудиторских услуг.




В международных стандартах аудита обязанности аудитора регламентирует Международный стандарт аудита 240 (МСА 240) «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности», который также необходимо рассматривать вместе с Международным стандартом аудита 200 (МСА 200) «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Данные стандарты четко разграничивают цели и основные обязанности аудитора. Согласно МСА 240 целью аудита является выявление и оценка рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности вследствие недобросовестных действий, получение надлежащих аудиторских доказательств согласно выявленным рискам, а также надлежащее реагирование на недобросовестные действия или на подозрения в недобросовестных действиях, которые выявляются в ходе аудита.

В соответствии с указанной целью обязанностями аудитора является получение уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенного искажения как по причине недобросовестных действий, так и по причине ошибки.

А МСА 200 поясняет, что риск необнаружения существенного искажения вследствие недобросовестных действий выше, чем риск необнаружения существенного искажения вследствие ошибки. Сегодня на практике причиной этому является проведение сложных и замаскированных схем сокрытия недобросовестных действий, к которым относятся подделка документов, отражение операций в несоответствующем периоде, неотражение операций, представление ложной информации аудиторам. Также риск таких действий со стороны руководства клиента (аудируемого лица) выше, нежели рядовых сотрудников, поскольку руководство во многих случаях имеет возможность прямо или косвенно манипулировать данными бухгалтерского учета, представлять поддельную финансовую информацию или обходить процедуры контроля, нацеленные на предотвращение случаев совершения аналогичных недобросовестных действий другими сотрудниками.

Международные стандарты особое внимание уделяют наличию скептицизма у аудитора, что означает: аудитор обязан принимать в расчет возможности руководства аудируемого лица по обходу средств контроля, а также учитывать случаи, когда аудиторские процедуры могут не выявить факты недобросовестных действий, что может означать привлечение дополнительной квалификационной помощь экспертов.

В целом, сравнивая отечественные положения и положения международных стандартов на мой взгляд, по части проведения независимой аудиторской проверки более содержательным подходом к обязанностям аудитора стоит считать международную практику ввиду практичности целей аудита, и вытекающих из них обязанностей, а также принятия в расчет этических требований к аудиторам (например, скептицизм).

Таким образом, обязанности аудитора требуют высокую квалификацию лиц, проводящих аудиторские проверки, знание и применение аудиторских методик и процедур, ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, методы анализа отчетности, руководство стандартами аудита, а также знание нормативно-методической базы, которая регламентирует хозяйственную деятельность отдельно взятой организации, особенностей сферы ее деятельности, трудовое, финансовое, налоговое законодательство.




Оставить комментарий